Главная / Блог / Маркировка товара

Маркировка товара

Маркировка товара – это процесс и результат нанесения (на изделие, потребительскую упаковку или тару) цифровой, буквенной, графической или символьной информации, иных знаков, позволяющих пометить продукцию и в дальнейшем распознать. Базовые правила маркировки продовольственных и непродовольственных товаров изложены в:

  • ст. 10 «Закона о защите прав потребителей»;
  • ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные/ Общие требования/ Информация для потребителя»;
  • ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
  • технических регламентах таможенного союза (ТР ТС) и государственных стандартах (ГОСТ), действующих в отношении конкретных видов продукции.

Начиная с 2016 года в России и странах ЕАЭС вступают в силу решения об обязательной маркировке товаров идентификационными контрольными знаками.

Это значит, что по мере вступления закона в силу каждая товарная единица продукции из поименованного правительством списка может быть выпущена в торговый оборот на внутреннем рынке РФ или стран Евразийского экономического сообщества только при наличии контрольной метки – индивидуального штрих-кода.

 

Официальное название кодированной метки – контрольный идентификационный знак (КиЗ). Каждый КиЗ уникален:

  • генерируется только единожды;
  • после выбытия объекта маркировки из оборота (реализации конечному покупателю) навсегда изымается и уничтожается;
  • в случае утери, повреждения метки, создается совершенно новая комбинация и вводится в систему взамен утраченной.

 

В КиЗ зашифрован индивидуальный номер учетной единицы продукта в системе, а также другая информация, необходимая для идентификации:

  • торговое наименование и марка;
  • состав;
  • страна производства;
  • изготовитель, продавец, их данные, и т.дт;

Также в контрольный знак встроен криптографический код проверки уникальности, исключающий подделку и повторное использование.

После присвоения уникальной метки КиЗ товарной единице, зашифрованные данные передаются в систему учета.

Учет маркированных товаров

 

Сегодня для различных групп товаров действуют отдельные несвязанные системы мониторинга:

  • ЕГАИС для алкогольной продукции;
  • ФГИС МДЛП для лекарственных препаратов;
  • Информационный ресурс маркировки для изделий из меха.

Пилотные проекты по маркировке табачной продукции и обуви курирует Центр развития перспективных технологий. Планируется, что именно ЦПРТ, принадлежащий структурам Усманова и Галицкого, будет заниматься дальнейшим внедрением и развитием систем маркировки и учета товаров в 2018-2024 годах.

Через систему учета жизненный цикл товара и движение от изготовителя (импортера) к потребителю может отследить налоговая, контролирующие органы.

Потребитель через официальные порталы может проверить подлинность продукта и правдивость заявленных продавцом сведений (о происхождении, составе).