Главная / Блог / Всегда ли виноват таможенный представитель?

Всегда ли виноват таможенный представитель?

Любая организация, с момента включения ее в реестр таможенных представителей, приобретает права и обязанности, установленные главой 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), а также ответственность, установленная административным и уголовным законодательством.

В частности, согласно пункту 3 статьи 16.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), недостоверная информация о характеристиках и количестве груза, сообщенная в таможенный орган, может стать причиной правонарушения и повлечь за собой наложение штрафных санкций. Но всегда ли виноват таможенный представитель?

В этой статье мы постараемся раскрыть данный вопрос.

Кто такой таможенный представитель?

Таможенным представителем признается лицо, заключившее договор с декларантом (перевозчиком груза) на оказание таможенных услуг. Другими словами, таможенный представитель является посредником между организацией и таможней, а также выступает в роли помощника для совершения необходимых операций и оформления документации.
Информация о посреднике указывается в транзитной декларации в графе 54.

Достаточно часто таможенные органы привлекают к ответственности по указанной выше статье таможенных представителей. Но заслуженно ли?

Чтобы это выяснить, рассмотрим конкретный пример.

Таможенный представитель, заключивший договор с перевозчиком на оказание услуг в части подачи транзитной декларации в таможенный орган, получает все необходимые сведения для оформления документов.

Перед подачей декларации, посредник, в обязательном порядке, делает сверку сведений об организации-перевозчике, о декларируемом транспорте и грузе.
Далее, таможенный орган проводит проверку сведений и документов в отношении груза, перемещаемого через границу, с помощью специализированной системы управления рисками. И не выявив причин для принятия мер по минимизации рисков, дает согласие на выпуск транзитной декларации.
После чего, груженый транспорт, движется в указанное место для разгрузки, в соответствие с установленным сроком доставки и наложенными средствами таможенной идентификации.

Здесь, важно учесть тот факт, что до обращения к таможенному представителю, организация-перевозчик, заключив международный договор, должна руководствоваться правами и обязанностями, установленными Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) от 1956 года.
На основании которой, организация обязана во время принятия товара к перевозке произвести проверку указанной информации в документах. Также она должна иметь представление обо всех сделанных оговорках отправителем, касающихся внешнего состояния груза и его упаковки, если таковые имеются. Отправитель, в свою очередь, имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза. Результат данной проверки вноситься в товарно-транспортную накладную.

В случае отсутствия подобных оговорок, согласно международному договору, предполагаем, что перевозчик, таким образом, выражает согласие о достоверности сведений, указанных отправителем. Поэтому дополнительные проверки не требуются.

Товар движется к месту назначения. И тут, поступает перевозчику поручение о смене локализации. В связи с чем, он вынужден обратиться в ближайший таможенный орган для получения разрешения произвести данное изменение.

Таможенный орган, повторно, проводит проверку всех документов и сведений с помощью специализированной системы. И в случае отсутствия необходимости применения определенных форм таможенного контроля, связанных с фактической проверкой товара, проверяет транзитную декларацию (поданную таможенным представителем на основании заключенного договора) и осуществляет ее выпуск, путем направления в иное место доставки под теми же ранее наложенными средствами идентификации.

Товар прибывает по месту назначению. Требуется завершить таможенную процедуру. В связи с чем, перевозчик представляет необходимые документы, включая декларацию, должностному лицу таможенного органа.

И здесь может возникнуть ситуация, когда в ходе рассмотрения документов могут назначить таможенный досмотр, в результате которого обнаруживается несоответствие данных о весе брутто. При том, что эта информация о товаре указана в двух декларациях, водитель и транспортное средство перевозчика не менялись и средства таможенной идентификации не повреждены.

В таком случае, таможенный орган безапелляционно считает виновным, указанного в графе 54 транзитной декларации, таможенного представителя.

И не важно, что:

  • организация-перевозчик и отправитель не выполнили проверку груза с указанием оговорки о весе брутто в товарно-транспортном документе, согласно Конвенции КДПГ
  • транзитная декларация подавалась таможенным представителем в отношении груза, который находился за тысячи километров от него в автомобильном пункте пропуска, где произвести осмотр товара не представлялось возможным
  • два различных таможенных органа, ранее проводивших проверку, не выявили никаких нарушений
  • разница в весе брутто товаров находится в рамках, допустимой погрешности при взвешивании товаров

Без полного исследования ситуации, таможенный орган, опираясь на действующие положения законодательства, признает виновным таможенного представителя и привлекает его к административной ответственности.

Несомненно, такой порядок сокращает сроки рассмотрения административного правонарушения, упрощает процесс взыскания штрафа и благоприятно влияет на выполнение определенных показателей, стоящих перед таможенными органами. Но правильно ли это?

Может пора пересмотреть нормы административного (в конкретном случае, части 3 статьи 16.1 КоАП РФ) и таможенного законодательства по отношению к одним из наиболее законопослушных участников совершения таможенных операций, получивших статус от ФТС России.

Таможенный представитель