Главная / Блог / Вести ВЭД стало проще — система «одного окна» для российских экспортеров

Вести ВЭД стало проще — система «одного окна» для российских экспортеров

С конца ноября этого года была запущена информационная система «Одно окно», предназначенная для упрощения ведения внешнеторговой деятельности российским экспортерам.

Нововведение позволит сэкономить время на заполнение необходимых документов, а также сузит расстояние между ведомствами до «одного окна».

Общая информация

Распоряжение, о переходе из тестового формата в полноценный режим работы информационной системы «Одно окно», было подписано премьером Михаилом Мишустиным 26 ноября 2020 года и опубликовано на сайте Правительства Российской Федерации. Это означает, что деятельность малого бизнеса, связанная с ВЭД, упрощается в отношении подготовки необходимой документации для пересечения российской границы.

До настоящего момента российские экспортеры обращались в различные ведомства (около 20-ти организаций) для получения различных видов документов (примерно 70 видов). При этом сроки выдачи документов в каждой организации разные: одни готовят справку в течение несколько дней, а другие – месяц или несколько месяцев. Согласитесь, картина ужасающая. Для решения подобной проблемы и была создана система «Одно окно», которая тестировалась несколько лет и теперь запускается в полноценный формат.

Информационная система представляет собой совокупность услуг и сервисов, необходимых компаниям-экспортерам для решения бизнес-задач, возникающих на каждом этапе цикла. Теперь консультация по ВЭД и взаимодействие с ведомствами различных направлений проводятся в онлайн-режиме, что гораздо удобнее. Для получения необходимых услуг, участнику ВЭД достаточно один раз ввести в систему требующиеся данные.

Какие услуги можно получить уже сегодня

Первый этап запуска системы предоставляет экспортерам воспользоваться услугами шести сервисов.

В число услуг, которые можно уже получить сегодня, входят:

  • оформление мер поддержки
  • оформление таможенной декларации
  • подтверждение нулевой ставки НДС

С июля 2020 года Правительством определится дополнительный перечень услуг, которые возможно будет получить дистанционно – оформление разрешительных документов, получение разрешения на переработку продукции на территории таможни, предоставление содействия деятельности на электронных торговых площадках, оформление сертификации и другие таможенные услуги и не только.

Таким образом, в дальнейшем планируется запустить 28 сервисов, которые помогут разгрузить бумажную волокиту предпринимателей, наладить электронное общение с государственными организациями и улучшить условия внешнеэкономической деятельности.

Подробнее о запуске системы

Правительство России утвердило АО «Российский экспортный центр» в качестве оператора новой информационной системы. И в 2018 году началась вести работа в данном направлении: организованы проектные группы, состоящие из участников внешнеэкономической деятельности (экспортеры, отраслевые эксперты и представители федеральных органов власти). В результате совместной работы были выявлены ключевые проблемы и барьеры, мешающие экспорту.

С этого момента РЭЦ начали готовить систему, тестируя сервисы, и в 2019 году были готовы с техническим заданием для платформы и приступили к разработке нормативной базы.

В рамках проекта проведена работа по присоединению к системе межведомственного электронного взаимодействия и к государственной системе идентификации. Была успешно проведена аттестация онлайн-платформы на предмет безопасности. Для клиентов продумана защита информации посредством сертифицированных средств, а также все данные, которые хранятся на информационном канале, дополнительно оснащены специальными средствами защиты.

20 ноября настоящего года подготовка к запуску информационной системы «Одно окно» завершилась, и шесть дней спустя, РЭЦ запустил работу онлайн-платформы в полноценном режиме.

Внешнеэкономическая деятельность