Главная / Блог / Конвенция КДПГ — коротко о главном

Конвенция КДПГ — коротко о главном

В рамках Стратегии развития экспортных услуг до 2025 года, которая была утверждена Правительством РФ, рассматривается вопрос, посвященный перспективам развития мирового рынка транспортных услуг. В частности, влияние правовых инструментов на развитие экспорта. Одним из ключевых документов является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), подписанная в г. Женеве 20 февраля 2008 года.

Давайте разбираться, что это за документ, какое отношение имеет к внешнеторговой деятельности и почему он должен быть интересен участникам ВЭД: декларантам, перевозчикам, получателям и отправителям товаров, экспедиторам.

 

Немного истории

Конвенция КДПГ (CMR — официальная аббревиатура на французском языке), которая имеет статус Конвенции ООН, была принята 19 мая 1956 г. в Женеве, а вступила в действие со 2 июля 1961 года.

Общее число участников Конвенции – 55 государств. Со 2 сентября 1983 года в состав вошла Российская Федерация и является участником по настоящий момент.

Область применения Конвенции:

  • возникновение отношений в процессе перевозки товаров посредством автомобильных транспортных средств, если начальный и конечный пункты маршрута находятся в двух разных странах и, как минимум одна из сторон, подписала данный документ
  • возникновение отношений в процессе межгосударственных перевозок, осуществляемых правительственными организациями

Условия настоящего документа не подлежат изменению ни одной из договаривающихся сторон.

Конвенция не имеет силу в случае, если осуществляется:

  • транспортировка усопших
  • перевоз личных вещей гражданина при переезде
  • транспортировка грузов, которые регламентируются международными почтовыми конвенциями

Конвенция КДПГ не только регулирует перевозку товаров между государствами автомобильным транспортом, но и накладывает и регулирует ответственность за соблюдение договорных отношений, и устанавливает требования к сопроводительным документам.

 

Требования к договору перевозки

Особенности заключения и исполнения договора перевозки установлены главой 3 Конвенции КДПГ:

  • документ заключается в 3-х экземплярах: 1- находится рядом с грузом во время его транспортировки, 2- предназначен для отправителя, 3- предназначен для перевозчика. Все три экземпляра должны содержать подписи участников договора, причем подписи могут быть заменены печатями в случаях, когда законы государства, в котором составляется накладная, разрешают подобное;
  • в случае, когда речь идет о нескольких партиях грузов или же груз будет перевозиться несколькими машинами, то участники договора могут потребовать составить то количество накладных, которое будет достаточно для корректной транспортировки каждой партии груза каждым из автомобилей.

Эта же глава Конвенции устанавливает требования к транспортной накладной.

Информация, указанная в ней, отражает:

  • сведения о том, где и когда был составлен документ
  • сведения о начальной и конечной точке предполагаемого маршрута
  • ФИО и адреса отправителя, получателя и транспортера
  • сведения о грузе и возможная опасность от него
  • число, разметка и нумерация грузовых мест
  • вес брутто транспортируемого товара
  • сумма, необходимая для доставки товара
  • информацию о том, что данная перевозка совершается без нарушения правил перевозки грузов
  • информацию о страховании грузов при международных перевозках, в случае необходимости

Ответственность участников договора перевозки

Согласно Конвенции КДПГ отправитель груза несет ответственность за нарушение следующих положений договора:

  • некорректное составление накладной и убытки, понесенные вследствие этого
  • за ущерб и повреждения, причиненные лицам, оборудованию и другим грузам, а также за любые расходы, которые могут быть вызваны поврежденной упаковкой груза, если только перевозчиком не было сделано относительно этого надлежащих оговорок в момент принятия груза

Перевозчик, в свою очередь, должен перед началом перевозки проверить:

  • внешнее состояние груза и правильность упаковки
  • в случае невозможности такой проверки перевозчик должен сделать соответствующие пометки в накладной
  • по требованию отправителя перевозчик также обязан проверить количество груза и содержимое грузовых мест, при этом перевозчик имеет право потребовать от отправителя оплату за такую проверку

Перевозчик несет ответственность за:

  • любые повреждения груза в случае, если вина в получении грузом повреждений не лежит на другом лице
  • за просрочку груза по своей вине

При этом дефекты автомобиля не освобождают транспортера от ответственности за ущерб, причиненный товару из-за их наличия.

Перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • ущерб, причиненный грузу, вызван естественными причинами. Это касается транспортировки живых животных, гниющих грузов или грузов, которые могут быть повреждены паразитами, а также в случае неправильной упаковки товара и некорректной нумерации и расположения грузовых мест;
  • он самостоятельно докажет свою невиновность.

Вывод

Знание положений Конвенции КДПГ поможет предотвратить возникновение нежелательных итогов внешнеторговой деятельности. А ответственный выбор транспортной компании, оказывающей международную услугу перевозки груза, увеличит экономическую и имиджевую эффективность от заключения внешнеторговой сделки.