Главная / Блог / Диспетчеризация деклараций – запуск нововведений спровоцировал проблемы

Диспетчеризация деклараций – запуск нововведений спровоцировал проблемы

Работа по внедрению новых алгоритмов ведения таможенных операций, направленных на автоматизирование системы, началась с 2018 года. Сначала были созданы первые электронные таможенные пункты в нескольких регионах (Приволжский, Уральский и Северо-Кавказский). Параллельно велась работа по преобразованию центров электронного декларирования (ЦЭД) и консультация по ВЭД. Следующим этапом развития стало внедрение системы таможенного оформления.

В рамках проекта по ускорению работы, связанной с таможенным оформлением грузов, с 1 февраля Федеральной службой таможни (ФТС) была введена диспетчеризация таможенных деклараций. Данное нововведение застало «врасплох» не только участников внешнеэкономической деятельности, но и инспекторов таможни. Возникшие проблемы привели к простоям и к увеличению нагрузки на досмотр.

Диспетчеризация деклараций – принцип работы

По проекту, диспетчеризация состоит из двух уровней:

  • первый уровень – равномерное распределение нагрузки между таможенными органами посредством специального механизма
  • второй уровень – распределение нагрузки между инспекторами таможни внутри ЦЭДов

Таким образом, таможенная декларация распределяется автоматически в определенный ЦЭД к инспектору, после сопоставления ее некоторым параметрам: тип груза по кодам ТН ВЭД, вид транспорта, направление перемещения товара, место регистрации декларанта, нагрузка и квалификация инспектора таможни.

Допустимо ручное управление распределения нагрузки при внештатных ситуациях. Эту функцию может выполнить заместитель начальника отдела таможенного оформления.

 

Как происходит процесс распределения

В первую очередь, в процессе диспетчеризации, отделяются энергетические грузы и подакцизные товары. Они оформляются Центральной энергетической таможней и Центральной акцизной таможней соответственно.

Далее сортировка накладных происходит на основании вида прибытия товара: морским путем или авиационным. Морскими грузами занимаются три ЦЭДа – Балтийский, Новороссийский и Владивостокский. Авиаперевозки грузов распределяются по месту ИНН или КПП декларанта. При этом, большая часть таких грузов (около 87%) прибывает в Москву, где создан свой ЦЭД.

 

Внедрение диспетчеризации с февраля 2021 года

Нововведения коснулись товаров, которые прибывают в Россию авиационным и морским транспортом. Перемены коснулись лишь способа оформления деклараций. Но, в результате, система оказалась не полностью готова к разрешению таких задач, что спровоцировало в ряде случаев возникновение проблем, связанных с простоями, и, как следствие, к увеличению расходов.

Несмотря на то, что разговор о внедрении данного алгоритма автоматической диспетчеризации таможенных деклараций ведется на протяжении трех лет, участники ВЭД удивились изменениям, назвав их внезапными.

 

Что поможет избежать трудностей

Каждая программа проходит предварительное многоэтапное тестирование перед ее запуском. Но, фактическая работа, показывает, что трудности встречаются, особенно в такой большой стране, как Россия. В данной ситуации таможенные органы просят отнестись с пониманием и оказать помощь и содействие в разрешении возникающих проблем.

Хотя процент неправильно распределенных деклараций очень низкий, все же осложнения в предоставлении таможенных услуг существуют. Сеть перегружена и отследить декларацию с подходящим сроком, например, инспектору непросто. Поэтому призываем всех участников ВЭД, в случае необходимости, предупреждать по «горячей линии» или направить письмо в отдел документационного обеспечения информацию о том, что в рамках дополнительной проверки направлены необходимые документы.

 

Диспетчеризация деклараций